Грунтовые мерзлотные пояса в виде поперечных широких канав с валами представляют собой резерв, из которого при благоприятных грунтовых условиях отсыпают земляной вал.
Земляные валы со шлюзами-щитами наиболее эффективны на наледных участках со смешанными руслово-грунтовыми наледными водами.
Главное отличие их от предыдущих конструкций — применение в средней части земляного вала, обычно находящейся в области тальвега лога с постоянно действующим ручьем, шлюза в виде подъемного или закладного щита, опускаемого в начале зимнего сезона и поднимаемого с началом таяния наледного льда весной. Применением такого противоналедного сооружения удается на ряде наледных участков накопить большое наледное поле и не допустить выхода наледи к защищаемому сооружению. Иногда эффективно борются с наледями, устраивая на водотоке несколько валов со шлюзами-щитами.
Фильтрующие дамбы из крупноглыбового скального грунта предназначены для борьбы со смешанными наледями на косогорных участках, а также на незначительных по расходу постоянно действующих водотоках. Такие противоналедные сооружения не требуют приведения их в рабочее состояние, так как являются самонастраивающимися на летний и зимний режимы работы.
Для ускоренного охлаждения тела фильтрующих дамб в начале зимнего периода применяют вентиляционные короба, закладываемые в каменную кладку при устройстве дамб, по которым циркулирует холодный воздух, вызывая замерзание фильтрующих наледных вод.
Водонепроницаемые экраны служат для борьбы с грунтовыми наледями и выполняются из деревянного шпунта или мятой глины. Как правило, они самостоятельно не применяются, а только дополняют другое противоналедное сооружение (земляной вал или мерзлотный пояс).
Постоянные дощатые заборы в основном применяют для борьбы со смешанными руслово-грунтовыми наледями или русловыми наледями на постоянно действующих водотоках с небольшими расходами (типа рассеянно-ключевых вод на косогорных участках). Практика показала, что эффективность таких устройств недостаточна, так как перед наступлением зимнего сезона их требуется приводить в рабочее состяние — закрывать щитами русло водоотводных канав, а также тщательно конопатить все щели и стыки.
Ряжевые стенки с каменным заполнением являются развитием описанных выше противоналедных устройств в виде фильтрующих дамб, но в отличие от них менее подвержены деформациям пучения, а также требуют меньше камня для устройства. Применять их наиболее целесообразно для борьбы со смешанными, а также русловыми наледями. В последнем случае рекомендуется дополнительно использовать подъемные или закладные шлюзы-щиты в средней части, совпадающие с тальвегом лога, а также водонепроницаемые экраны и автоматические замораживающие установки.
Железобетонные плитные заборы — долговечные противоналедные устройства, хотя и требуют более значительных капиталовложений. Они менее подвержены различного рода деформациям, например пучению, от которых сильно страдают дощатые заборы.
Конструкции этих заборов могут быть разнообразными и зависят от местных инженерно-геологических условии, но обязательно должны иметь стойки-сваи с противонучинными устройствами заанкеривающего типа, а также щиты в виде тонкостенных железобетонных л лит. Основным недостатком их является необходимость перевода на летний или зимний режим работы.
Отепляющие противоналедные мероприятия
К весьма аффективным противоналедным мероприятиям конструктивного типа, способным не только значительно ослабить, но даже полностью ликвидировать наледи, относятся отепляющие мероприятия:
нанесение на стенки и днища лотком, каналов, канав защитных теплоизоляционных покрытий;
установка навесных щитовых теплоизоляционных крышек над каналами, лотками и канавами;
перевод зимнего расхода на подземный сток переключением его в специально устраиваемые коллекторы и каналы;
устройство краткосрочных подпоров воды для образования ледяных кровель над водными потоками;
устройство отепляющих настилов над канавами, лотками и руслами открытых водных потоков
Статьи по теме:
Использование якорного устройства при снятии с мели
Для создания дополнительного стягивающего усилия и уменьшения давления корпуса на грунт при посадке на мель носовой оконечностью судна можно использовать якорное устройство. Становые якоря при помощи ...
Дефектация деталей двигателя
Основная цель дефектации двигателя - определение степени износа и/или повреждения всех его деталей. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, приобрести необходимые запасные части, а с другой ...
Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях
Пожарная безопасность Согласно ГОСТ 12.1.004 — 91 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае ...