Экономика отрасли - транспорт

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт

Из курса общей экономической теории Вам известно, что термин «экономика», образованный от двух греческих слов «эйкос»- хозяйство и «номос»- закон, в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйствования».

Таким образом, экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.

Современная рыночная экономика представляет сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих , финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Рынок многолик и разнообразен, он действует по своим собственным законам.

Любая экономич6еская система в процессе своей деятельности постоянно сталкивается и вынуждена отвечать на три фундаментальных вопроса:

Что производить и в каких количествах?

Как производить и какими затратами?

Для кого производить и как распределять произведенное?

В централизованной плановой экономике ответы на все три вопроса находятся в компетенции центральных органов управления, в рыночной же экономике, государство непосредственно участвует лишь в решении третьей задачи путем перераспределения доходов и реализации социальных программ.

На все остальные вопросы отвечает рынок, в котором цены, стимулы, прибыли и потери определяют что, как и для кого производится огромная масса товаров и услуг.

Существует множество определений рынка, его сущности большинство из которых можно свести к следующему.

Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.

Схема1.Основные движущие силы функционирования рынка.

Совокупность взаимоотношений

в связи с производством и товарообменом - Рынок

Потребности (желания)

Ресурсы (возможности)

Изучение потребностей

Ресурсы (возможности)

Производство

Разрешение противоречий – Цена

Основное противоречие

Дешевле дороже

Предложение (продавцы)

Спрос

(покупатели)

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара или услуги. Отсюда важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, с потребителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, и с другой стороны, производителя, отвечающего на вопрос , что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство.

Именно поэтому функция цены является центральной проблемой функционирования рынка.

Основные функции, выполняемые рынком:

Рынок является средством связи между продавцами товаров и услуг и покупателями. К продавцам относятся товаропроизводители, то есть предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу; владельцы всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время. К покупателям относятся потребители, приобретающие предлагаемые товары и услуги, а также отдельные потребители или фирмы, покупающие те ресурсы , с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлимые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок, средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы ( и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будующем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации, рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь, цены действуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в цело характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

По элементам рыночной инфраструктуры ;

По экономическому назначению объектов рыночных отношений;

По географическому положению и масштабам, границам, его характеризующим;

По степени ограничения конкуренции;

По отраслям сфер производства и услуг;

По характеру и размерам продаж.

А. Первый признак классификации рынка вообще, в целом, предполагает выделение трех основных элементов:

Рынка товаров и услуг;

Рынка факторов производства;

Финансового (или денежного) рынка.

Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи по соответствующим товарам, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей.

При этом такой фактор производства, как земля, включает в себя не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования.

Труд – предполагает использование труда всех категорий работающих, а также наличие такого фактора производства, как биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и квалификации и предложение этой рабочей силы.

Капитал – включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут быть использованы на приобретение этих средств производства.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и соответственно воздействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономики наступает общее макроэкономическое равновесие.

Б. Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

Рынка потребительских товаров и услуг;

Рынка товаров производственного назначения;

Рынка новых идей, технологий, проектов;

Сырьевого рынка;

Рынка труда;

Рынка ценных бумаг;

Рынка вторичного сырья и др.

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

Местный (региональный);

Национальный (в пределах страны);

Мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

Свободный рынок;

Рынок монополистической конкуренции;

Олигополистический рынок;

Чистую монополию.

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

Топливный рынок;

Автомобильный рынок;

Компьютерный рынок;

Рынок хлебопродуктов и т.п.;

Е. По характеру и размерам продаж различают:

Оптовый рынок;

Розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Пример: решение вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обесп6ечения, пенсионного обслуживания.

Любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.


Статьи по теме:

Выбор изоляторов
Шины подвешиваются с помощью полимерных подвесных изоляторов. Марки изоляторов и их технические данные представлены в таблице №3 для РУ 110 кВ, РУ 35 кВ и РУ 27,5кВ. Таблица 3. Характеристики и марки ...

Появление и распространение систем контроля качества как условия выживания в конкурентной среде
Мир стал стремительно меняться во второй половине XX века, когда конкуренция на мировом рынке заставила мировых производителей искать пути для снижения производственных затрат при одновременном повыш ...

Производственная программа по эксплуатации подвижного состава
Производственная программа для грузовых АТП составляется по следующей форме: Таблица 3. Наименование показателей Марки автомобилей Всего по парку КамАЗ-5511 КамАЗ-53212 ТСВ-6У 1. Производственная баз ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru