Одной из важнейших составляющих инфраструктуры страны является транспортная система. Транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны и нашего региона, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.
В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа : внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.
Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры, в нее входят такие виды транспорта как (железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный и пр. ).
Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроаодного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к тразиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.
У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.
Морской транспорт.
Преимущества:
Низкие грузовые тарифы;
Высокая производительность (за счет большой грузоподъемности судов)
Непрерывность работы ( 24 часа в сутки);
Незначительная зависимость от погодных условий;
Мобильность от спроса ( морские суда можно направить в любую точку мира)4
Практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.
Недостатки:
Относительно низкая скорость (для грузовых судов 18-20 узлов );
Сравнительно небольшая частота движения ( могут перевозить только большое количество груза и только сразу);
Необходимость тщательной упаковки грузов.
Ж/д транспорт
Преимущества:
Быстрая доставка на большие расстояния;
Независимость от климатических условий;
Большая грузоподъемность (3-4 тыс.т – один состав);
Сравнительно низкие тарифы;
При наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку «от двери до двери»);
Способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.
Недостатки:
Наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);
Необходимость прочной упаковки;
Благоприятные условия для хищения;
Зависимость от географического расположения ж/д путей;
Необходимость переформирования составов в пути.
Автомобильный транспорт
Преимущества:
Маневренность – возможность концентрации транспорта там, где требуется;
Срочность и регулярность доставки;
Возможность организации современных видов доставки (от двери до двери);
Большая сохранность грузов;
Большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (для РФ – до 600 км);
Применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.
Недостатки:
Зависимость от дорожной сети;
Малая грузоподъемность;
Относительно высокие тарифы.
Воздушный транспорт.
Преимущества.
Высокая скорость доставки;
Спрямление пути;
Высокая сохранность груза в пути;
Самый высокий уровень сервиса;
Более простая упаковка;
Более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).
Недостатки.
Высокие грузовые тарифы;
Зависимость от погодных условий;
Ограничения по размеру и весу;
Зависимость от наземных служб;
Удаленность аэропортов от предприятий.
Трубопроводный транспорт.
Преимущества.
Независимость от погоды;
Непрерывность подачи транспортируемого груза;
Низкая себестоимость;
Высокий уровень автоматизации операций (залив,перекачка,слив).
Недостатки.
Односторонняя транспортировка;
Невозможность транспортировки другого рода грузов;
Высокая себестоимость сооружения.
Речной транспорт
Преимущества.
Высокая провозная способность по рекам;
Низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
Возможность перевозить значительные партии грузов;
Возможность использования в районах, где не развита автодорожная и ж/д-ая сеть.
Недостатки.
Необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
Сезонность работы на большинстве рек мира;
Необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлением грузопотоков.
В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Именно он осуществляет завоз строительных материалов для создания материально - технической базы железнодорожного, водного, трубопроводного или воздушного транспорта. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога.
Статьи по теме:
Роль транспорта в воспроизводственном процессе
.В государстве столь обширном, как наше, совершенно особую роль играет транспорт. Роль и экономическую, и политическую и, если хотите, психологическую . транспорт –это нечто большее, чем просто секто ...
Рынок автомобилей. Импорт, экспорт России
Рынок автомобилей является достаточно неоднородным рынком относительно его маркетингового анализа, поэтому в целях исследования необходимо поделить его на ряд возможных однородных сегментов. Существу ...
Расходомер воздуха
Расходомер воздуха системы "L-J" отличается от расходомеров рассмотренных выше систем "K-J", "KE-J". Воздушный поток воздействует на измерительную заслонку 2, (рис. 37) ...