Развитие и размещение транспорта в регионах

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Развитие и размещение транспорта в регионах

Страница 1

В.И.Ленин отмечал: «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит, как было уже замечено, территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта».

Транспорт является непременным условием территориального разделения труда, составной частью структуры народного хозяйства страны, крупного экономического района, территориально-производственного комплекса (ТПК). Без развитой соответствующим образом транспортной системы, обеспечивающей широкий обмен продукцией, невозможно территориальное разделение труда, специализация ТПК на выпуске продукции, производство которой здесь наиболее выгодно и осуществляется в масштабах, превышающих местные потребности.

По мере развития транспорта и удешевления перевозок расширяются возможности территориального разделения труда(ТРТ) и углубления специализации ТПК. С развитием транспорта создаются условия для формирования ТПК, специализирующихся на производстве тех видов продукции, полуфабрикатов и сырья, которые экономически выгодно здесь производить по суммарным затратам на производство и транспорт.

ТПК – одна из наиболее эффективных форм организации производства, обеспечивающая крупный народнохозяйственный эффект.

Развитие отдельных районов страны в перспективе будет определяться развитием крупных ТПК. Особенно это относится к восточным районам, для которых характерно формирование крупных ТПК на базе освоения природных богатств. К ним в первую очередь относятся Западно-Сибирский ТПК, формирующийся на базе добычи нефти и газа, нефтепереработке, производстве энергоемких химических производств, фанеры, целлюлозы, картона, древесных плит и т.д., система ангаро-енисейских комплексов (Канско-Ачинский, Братский, Усть-Илимский, Тайшетский, Саянский и др) на базе гидроэнергетических, лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Экономическая эффективность освоения новых природных ресурсов, в большинстве случаев расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, создание в этих районах ТПК стали возможными лишь по мере формирования и совершенствования региональных транспортных систем.

Для каждого из сложившихся и формирующихся ТПК характерна индивидуальность в определенном сочетании различных производств, что обуславливает характер и интенсивность транспортно-экономических связей , структуру внутрирайонных и межрайонных грузопотоков, а также размещение сети путей сообщения.

Транспорт оказывает активное воздействие на формирование, специализацию и темпы развития производства ТПК, обеспечивая осуществление необходимых транспортно-экономических связей и перевозок. При размещение предприятий, определяющих структуру производства территориального комплекса, необходимо учитывать издержки транспорта, специализация комплекса на производстве того или иного продукта может быть экономически обоснована только при условии, если себестоимость продукции и издержки транспорта будут меньше, чем стоимость в других пунктах возможного производства.

Транспорта, являясь одним из непременных условий территориального разделения труда, входит в состав ТПК и оказывает значительное влияние на производство. Уровень развития транспортной системы комплекса определяет темпы и масштабы развития регионального производства, его специализации, обеспечивает условия для реализации создаваемого в рамках региона совокупного общественного труда и находит отражение в уровне эффективности регионального производства.

В свою очередь транспортная система ТПК(региона) развивается и формируется под воздействием экономических и природных условий данного комплекса (региона), отражая свойственные комплексу особенности территориальной организации хозяйства, специализации производства, размещения пунктов производства и потребления. При взаимной сбалансированности в уровнях развития производства и транспорта как взаимосвязанных звеньев экономики комплекса (региона) достигается оптимальная эффективность производства и, наоборот, несоответствие между ними приводит в большим потерям. Поэтому поддержание пропорциональности в развитии производства и транспорта комплекса (региона) является одним из важных путей повышения эффективности общественного производства в территориальном разрезе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Выбор способов восстановления детали
Необходимо изучить конструкцию детали по картам дефектации и рабочим чертежам, возможные изменения структуры материала, износостойкости, твердости при ремонтных воздействиях. Рассмотрим каждый дефект ...

Права производственно-диспетчерского отдела
Производственно-диспетчерский отдел имеет право: Получать производственную информацию от структурных подразделений предприятия. Выдавать указания по вопросам выполнения плана производства. Вносить оп ...

Характеристика внешнеэкономической деятельности компании ООО "ТТК Моби Групп"
Любая экономическая деятельность, любое развитие среднего и крупного бизнеса будет невозможным без грузоперевозок. Перевозки грузов - это та сфера, которая объединяет производителей и потребителей, з ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru