Транспорт – одна из ведущих отраслей производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Транспорт – одна из ведущих отраслей производства

Страница 1

В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к ко­торым вполне можно отнести современную ситуацию в России, очевидна за­висимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых эле­ментов - воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их про­стое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, до­статочный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.

Но это существенный, хотя и не всеми усматриваемый факт. Более за­маскированным является многообразное влияние транспорта на саму интег­ральную систему хозяйства,

В основополагающих понятиях функционирования и развития общества транспорт проявляется в качестве:

а) территориального фактора - скорость, надежность сообщений позволяют оформляться на местности конкретным социально-экономическим общностям;

б) временной границы передвижения: структура бюджета времени (суточного, недельного, годового) на транспорте фиксирует конкретные пространственно временные границы городов, агло­мераций, региональных систем;

в) потенциала социально-информационного разнообразия: соединение транспортом отдельных элементов в расширяю­щихся территориальных границах создает эффект экспоненциального роста социально-информационного разнообразия.

Наиболее существенно, что транспорт, соединяя отраслевую и территорильную структуры, обеспечивает системное единство народного хозяйства и общества в целом.

Наконец, экологическое воздействие транспорта (выбросы, шум, вибрация и др.) стало ощущаться в развитых странах особенно интенсивно с 50-х годов. В России внимание этой проблеме уделяется только с конца 70-х годов. (схема).

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Автомобильный транспорт, кик и другие его виды, как бы вовлекает в этот процесс явную производительную силу - человека. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим сред­ством самоорганизации населения и хозяйства.

Тенденции в величине и структуре перевозок. В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народ-ным хозяйством.

Динамика сводных показателей, характеризующих работу транспорта, отличается заметным спадом, нарастающим по годам. Если в 1990-1991 гг. спад перевозок, вызванный сокращением производства, примерно соответ­ствовал •его уровню, то в 1992-1994 гг. темпы этого спада ускорилась. Сказались изменения пропорций перевозок грузов транспортом общего и необ­щего пользования в пользу последнего, а также кризис платежей и разрыв традиционных хозяйственных связей. Таблица 1

Представим высказанные идеи и положения в компактной схеме.

Схема. Транспорт в системе народного хозяйства

Общий объем перевозок грузов в России

Показатели

1985 г.

1990 г.

1991 Г.

1994 Г.

1993 г.

1994 Г.

1. ВВП в сопоставимых ценах 1993 г., трлн.руб.

250,2

227,7

184,4

162,3

138,0

2. Общий объем перевозок грузов транспортом, млрд.

24,1

25,7

24,1

20,9

16,6

12,8

в том числе автотранспортом

14,1

15,3

14,7

12,7

10,0

7,6

вес товарной продукции всех отраслей народного хозяйства, млрд.т

5,0

5,0

4,5

3,9

3,3

2,6

Коэффициент перевозимости грузов (строка 2: строка 3)

4.8

5,1

5,4

5,4

5,0

4,9

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Возможные повреждения устройств электрической централизации и методы их отыскания
Устройства СЦБ состоят из большого колличества элементов и устройств. Каждый элемент обладает определенными параметрами. Отклонение одного или нескольких параметров от нормы, установленной технически ...

Расчёт производительности труда на станции
Производительность труда на железнодорожной станции выражается количеством приведенной продукции, приходящейся на одного работника. Для станций, выполняющих все виды работ (прием и отправление поездо ...

Основы транспортно-экспедиционного обслуживания
Операции и услуги по переработке и хранению груза: погр-разгрузка, упаковка, маркировка, пломбирование, пакетирование, взвешив-е груза или ТС, пересчёт грузовых мест, сортировка, закрепление, укрытие ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru