Изменение облика транспорта с течением времени объясняется происходящими в нем глубинными качественными сдвигами в структурах и функциях объектов. Процессы роста всякого сложного объекта (системы) отличаются от процессов развития.
Растет (или распадается) песчаный холм от действия ветра; растет снежный ком, летящий с горы; растет кристалл какого-либо вещества, превращаясь в тело совершенно правильной формы и очертаний. Точно также растет и транспортная система, что обнаруживается в увеличении ее материального наполнения ( протяженности линий, численности подвижного состава, обслуживающего персонала и т.д.). Теперь надо выяснить какая существует разница между перечисленными случаями роста. Песчаный холм и снежный ком растут за счет того материала, который слой за слоем механически откладывается на поверхности из внешней среды. Совсем иначе растет транспортная система. Это не простой рост (количественное увеличение), а принципиально иные, более серьезные количественно-качественные изменения, называемые развитием.
Типичными чертами развития в производственных системах являются:
Взникновение новых качеств и свойств, не сводимых к прежним;
Расширение информационных функций, включая управление;
Дифференциация (специализация) и интеграция (кооперирование) частей системы.
Следующей формой общественного разделения труда после концентрации производства является – специализация.
Специализация ведет к однородности производства. Это означает усиление технологической общности выпускаемой продукции, ограничения разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов. Исходных материалов, а также форм организации любого производства.
Различают специализацию транспорта, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
На заре существования ж/дорог, как известно, ж/д сеть состояла из цепи однородных, примерно одинаковых по длине (80-120 км) и характеру деятельности участков обращения локомативов. Путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период.
Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. Наряду с участковыми и промежуточными выделились специализированные пассажирские, грузовые и сортировочные станции. Тяговые средства и вагонный парк изменялись также в направлении специализации по видам движения, роду перевозимых грузов и т.п. Соответственно этому в сфере управления ж/д транспортом появились специализированные службы – пассажирская, грузовая, движенческая и др.
С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта.
Специализация ж/д сети по роду грузов особенно характерна для ж/д транспорта США.
Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Статьи по теме:
Технология восстановления шеек под подшипник и шестерню
хромированием
Для подготовки восстанавливаемых поверхностей к нанесению покрытия необходимо удалить следы износа и придать им правильную геометрическую форму. Опорные шейки перед хромированием шлифуются на круглош ...
Расчет технической нормы загрузки вагона
Перевозка СПГ производится в пакетированном виде. Формирование пакетов осуществляется для выполнения ПРР. Перевозка пресерв рыбных производится в закрытых деревянных ящиках размерами 571 x 366 x 250 ...
Расчет стрелочной панели
Максимальный (пусковой) ток Iсп max , потребляемый от выпрямителей панели ПСПН-ЭЦК, А: А (50) где iэп=3,2 А – ток, потребляемый одним электроприводом стрелочного перевода данного типа; nсо=4 – количе ...