Суть рынка чистой монополии состоит в том, что существует единственный продавец услуг. Войти в сферу деятельности монополий трудно, потому что она обладает немалым капиталом, может использовать не только экономические, но и силовые приемы по отношению к тем, кто задумает войти в сферу ее деятельности. Условий для монополизма в рыночной конкурентной системе почти нет, в том числе и в нынешних российских условиях, поскольку теперь на всех видах транспорта наряду с государственными появились акционерные и частные предприятия. Не исключено появление таких предприятий, а то и компаний на ж/д транспорте. Их соперничествоЮ с одной стороны, устраняет монополизм транспортных ведомств, а с другой стороны – каждый из них обладает своей индивидуальностью. Поэтому владельцы данной авиалинии или ж/дороги будут иметь монополию на доставку грузов и пассажиров в районы, где дорога расположена. И как единственный владелец ж/д маршрута она может диктовать размер тарифа, особенно тем клиентам, для которых эта ж/дорога (к тому же если она частная) будет единственным средством доставки. Однако наиболее всесильным монополистом останутся все же транспортные ведомства.
В российской действительности некоторые политики и даже ряд ученых с монополией связывают только негативные последствия. Однако это не так. Она в ряде случаев имеет свои преимущества. Поэтому далеко не каждая монополия разрушается государством. В экономической литературе стран с рыночной экономикой существует понятие естественные монополии, которые являются реальностью всех этих стран. К ним относят ж/д и трубопроводный транспорт, линии электоропередачи и информационные центры, которые заняты жизнеобеспечением страны. Естественными их принято называть потому, что они с единым центром управления могут наиболее надежно обеспечивать жизнедеятельность всей экономики. В ряде стран естественные монополии являются государственными, а в некоторых странах – частными или акционерными.
В настоящее время в правительственной документации ж/д транспорт называют естественной монополией. Особенность естественных монополий и в том, что они, как правило, находятся под контролем государства. Оно регулирует динамику тарифов, может давать им субсидии, воздействовать на их развитие и частичное закрытие. К естественной монополии относится и разработка месторождений ресурсов. Естественная монополия существует и в сельском хозяйстве. Ее осуществляет тот, кто владеет лучшими землями. Естественными монополистами являются и выдающиеся ученые, писатели, артисты, шахматисты, спортсмены и др.
Почти для каждого из рассмотренных видов рынка существуют свои условия максимизации прибыли и минимизации убытков, наращивания объемов производства и его сокращения, а то и прекращения деятельности фирмы.
Статьи по теме:
Анализ производственной и
финансовой деятельности ЗАО «Эйр Казахстан»
Проведенные компанией в 2001 году меры, направленные на оптимизацию действующего расписания полетов ВС, ликвидация неэффективных направлений и увеличение частоты рейсов на прибыльных направлениях, по ...
Расчет годовых пробегов подвижного состава и производственной программы ТО
Годовой пробег единицы подвижного состава определяется Lг = Драб.г* lcc*αт, (4) где Lг – годовой пробег единицы подвижного состава, км, а годовой пробег группы подвижного состава – Lгп = Аи *Lг, ...
Предварительное определение числа полос движения на подходах к перекрестку
При предварительном расчете следует исходить из того, что для каждого направления, выделенного на схеме перекрестка в задании, должно быть выделено не менее одной полосы движения. Необходимое количес ...