Экономическая эффективность концентрации производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Экономическая эффективность концентрации производства

Страница 4

Наряду с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий ( отраслей, подотраслей). При этом холдинги организуются по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

Главное преимущество холдингов состоит в том, что их риск меньше суммы рисков отдельных предприятий, входящих в их состав.

Наряду с созданием холдингов на первый план отечественных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

ФПГ – это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

Конкуренция и монополизм в экономике выступают как антиподы. Совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует.(когда ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара) гораздо чаще встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Три основных типа несовершенной конкуренции: натуральная монополия, олигополия и дифференциация продуктов. Господство нескольких крупных фирм на рынке – олигополия. Олигополии возникают там, где большую роль играет концентрация производства. Различают олигополию первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополия второго вида – несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары.

При дифференциации продукции и при равных ценах на товары предпочтение покупателя получает товар, имеющий отличие от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления, привлекательности продавца и т.д.

Среди множества моделей олигополистического поведения на рынке наибольший интерес представляет тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма-олигополия. Доминирующая фирма обычно следует практике «лидерства в ценах», поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли. Наиболее простой формой сговора олигополистов (нередко тайного) является картель. Он предполагает формальное письменное соглашение нескольких производителей определенного товара относительно его цены, объемов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель, вместе с тем, не ограничивает самостоятельности входящих в него участников, позволяя им добиваться усиления сволих позиций за счет производства видов товара, не регламентированных картельным соглашением. Таким образом, картель существенно ограничивает конкуренцию только по узкому ряду продукции.

Другой организационной формой монополистического взаимодействия на основе принципа концентрации является синдикат.

Синдикат – форма объединения фирм с целью централизации функции обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных договорных условиях. Участники синдиката добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохраняют при этом производственную и юридическую самостоятельность. Однако, неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение – трест.

В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производственную. В отличие от предшествующих форм монополистических объединений и одноотраслевого треста, комбинированный трест впервые выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную прибыль от использования различных побочных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящимся к другой отрасли (горизонтальное комбинирование), или от последовательной обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, которые перерабатываются в третий вид товаров и т.д. (вертикальное комбинирование).

Внутриотраслевая конкуренция при растущей концентрации производства приводит к наиболее полному развитию своей противоположности – капиталистической монополии (олигополии) в форме треста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Расчет контингента работников цеха
Явочный штат работников цеха определяют в соответствии с рассчитанным объёмом работы отделения и трудоёмкостью ремонта одной демонтируемой единицы или одного комплекта сборочных единиц, которые подве ...

Перечень выполняемых работ в объеме технического обслуживания для двигателя
Двигатель является одной из важнейших частей любого автомобиля и нуждается в постоянном уходе. Для поддержания его в работоспособном состоянии и предотвращения возможных неисправностей необходимо сво ...

Анализ производственной и финансовой деятельности ЗАО «Эйр Казахстан»
Проведенные компанией в 2001 году меры, направленные на оптимизацию действующего расписания полетов ВС, ликвидация неэффективных направлений и увеличение частоты рейсов на прибыльных направлениях, по ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru