Экономическая эффективность концентрации производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Экономическая эффективность концентрации производства

Страница 6

Особенность рынка совершенной конкуренции состоит в том, что на нем соперничают множество мелких фирм, а то и отдельных производителе, занятых производством одинаковой продукции и услуг. При этой конкуренции каждая фирма может свободно войти в этот рынок, вступить в конкуренцию с другими, а также свободно выйти из него. К тому же никто из них в отдельности не может повлиять на изменение цены, поскольку доля каждого в общем объеме товаров очень незначительна.

Существует ли сегодня данный вид конкуренции на каком-либо виде транспорта? В экономической литературе появилось высказывание о том, что рынок транспортной продукции может быть либо рынком «чистой монополии», либо олигополистическим. Так ли это на самом деле. В любой стране с рыночной экономикой на транспортном рынке есть тысячи отдельных субъектов рынка или мелких фирм, которые предлагают свои транспортные услуги. ими являются сотни и тысячи частных владельцев автомобилей, которые занимаются извозом. Среди них есть и объединенные в мелкие организации, занимающихся перевозкой людей и грузов. И ни один из них в отдельности не может повлиять на изменение рыночных цен из-за той небольшой доли, которая приходится на его перевозку. Как видим, рынок совершенной конкуренции существует на транспорте и некоторых его видах. Другой вопрос, что такой рынок не является господствующим на транспорте, а на ж/д, как и на трубопроводном, он вообще отсутствует.

На транспортном рынке существует и рынок монополистической конкуренции, которую не следует путать с чистой монополией. Рынок монополистической конкуренции соединяет в себе черты совершенной конкуренции и монополии. Сходство монополистической конкуренции с совершенной состоит в наличии значительного количества продавцов, услуг и почти отсутствии контроля над ценами. Но вместе с этим имеется значительная специализации в оказании одних и тех же услуг, в том числе и услуг по перемещению.

Монополизм в перемещении может состоять в том, что одна, скажем небольшая авиакомпания совершает такие рейсы, которых нет у других, Аналогичное положение может быть и на речном , автомобильном транспорте. Монополизм не обязательно заключается в том, что данные перевозки выполняет только одна компания, их может быть и две и три, но они небольшие и практически не имеют конкурентов. Словом, монополизм на транспорте в сочетании с совершенной конкуренцией это специализация или на маршрутах, которых нет у других, либо на видах перевозок. У них есть свои потребители. Однако они не могут существенно влиять на уровень цен и тарифов, а их повышение может вызвать сюда поток конкурентов. И тогда имеющиеся у них элементы монополизма исчезнут.

Наличие рынка монополистической конкуренции позволяет полнее удовлетворить потребительский спрос. Вместе с этим данный вид рынка транспортных услуг, как и предшествующий, не является решающим, так как доля таких перевозок в масштабе того или иного транспорта может быть небольшой. Однако нельзя отрицать наличие как совершенной конкуренции на транспортном рынке, так и монополистической.

Наиболее типичным для современных видов транспорта является рынок олигополистической конкуренции. Он характеризуется господством немногих компаний, существующих на каждом виде транспорта. В масштабе единого транспортного рынка ими будут транспортные ведомства. Олигополия это господство немногих, но каждый из них выполняет большой объем перевозок, является крупным продавцом транспортных услуг. При это каждая из компаний испытывает на себе влияние других соперников как внутри каждого вида транспорта, так и на межтранспортном уровне. Олигополистическая конкуренция относится к разряду несовершенных, поскольку каждая из олигополий выполняет большую долю перевозок, а поэтому они могут повлиять на уровень тарифов. К тому же вход на олигополистический рынок новым компаниям непрост. Он сопряжен с большим риском, т.к. требуется время и большие инвестиции для того, чтобы заняться аналогичным видом деятельности.

Особенность олигополистической конкуренции еще и в том, что ее влияние на изменения уровня цен и тарифов обычно не делается без учета поведения соперника, его возможной реакции на планируемые изменения. Поэтому олигополистические тарифы менее гибки, чем в условиях двух предшествующих рынков, о которых говорилось ранее. В условиях олигополистического рынка существует возможность и сговора между крупнейшими из них о разделе транспортного рынка, ограничении конкуренции между собой, недопущении снижения тарифов, например, на период массовых отпусков. Все это в основном относится не к ж/д и трубопроводному, а ко всем остальным видам транспорта, поэтому два первых являются естественными монополиями и их тарифная политика регулируется государством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Выбор оборудования, средств механизации и подъёмно – транспортных средств
При ремонте локомотивов значителен объём подъёмно-транспортных операций, поэтому их механизация и автоматизация – важнейшая задача. Выбор оборудования и подъёмно-транспортных средств производится в с ...

Анализ применения пассажирских тарифов
ЗАО «Эйр Казахстан» при построении тарифной политики руководствуется законодательными актами Республики Казахстан. Основными принципами построения ценовой политики в ЗАО «Эйр Казахстан» являются: уст ...

Роль транспорта в воспроизводственном процессе
.В государстве столь обширном, как наше, совершенно особую роль играет транспорт. Роль и экономическую, и политическую и, если хотите, психологическую . транспорт –это нечто большее, чем просто секто ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru