4. Судовые устройства обеспечивают нормальную эксплуатацию судна. К ним относятся:
4.1. Рулевое устройство обеспечивает поворотливость и устойчивость судна на курсе. Для повышения упора гребных винтов и улучшения управления судном на данном судне установлены поворотные насадки, а для повышения управляемости при плавании в сложных условиях речных фарватеров, при швартовке в портах – подруливающее устройство.
4.2. Якорное устройство – совокупность приспособлений и механизмов, служащих для удержания судна на якоре, а также для обеспечения его отдачи, подъема и хранения. Якорь создает держащую силу, способную противостоять силе течения и ветра, и обеспечивать надежную стоянку судна на различных участках рек и водохранилищ при отсутствии оборудованных причальных стенок, а также может быть использован для выполнения судном отдельных маневров. Сухогрузный теплоход проекта 1565 имеет носовое и кормовое якорные устройства, при этом в основном эксплуатируется носовое – с двумя якорями. Якорное устройство состоит из:
якорный клюз предназначен для направления движения якорной цепи при подъеме или отдаче якоря;
цепной ящик – для хранения якорной цепи;
механизм для подъема якоря;
брашпиль – устанавливают на палубе в носовой оконечности судна для подъема и отдачи якорей правого и левого бортов;
шпиль – для подъема кормовых якорей и проведения швартовых операций.
4.3. Швартовое устройство – совокупность механизмов и приспособлений, предназначенных для закрепления судна у причала, стенки шлюза или другого судна. К основным элементам швартового устройства относят:
кнехт – для закрепления швартового каната;
киповые планки – для изменения направления швартов и ограничения их перемещения;
швартовые вьюшки – для хранения стальных швартовых канатов;
швартовые механизмы – для выбирания швартовых канатов.
4.4. Буксирное устройство – судовое устройство, механизмы и приспособления которого позволяют судну буксировать другие плавучие объекты или быть буксируемым. Любое транспортное судно должно иметь приспособление, позволяющее взять его на буксир. Для буксировки самоходных судов используют носовые швартовые кнехты.
4.5. Сцепное устройство служит для соединения судов при вождении их методом толкания.
4.6. Шлюпочное устройство предназначено для спуска шлюпки на воду, подъема ее из воды и хранения. Состоит из: шлюпки, шлюпбалок с лебедками, шлюпталей, ростр-блоков и приспособлений крепления шлюпки.
5. Судовые системы – сеть трубопроводов с обслуживающими их механизмами, аппаратами, приборами, предназначенными для выполнения на судне определенных функций. Служат для создания членам экипажа нормальных условий пребывания на судне, а пожарная, осушительная, балластная – для безопасной работы судна. Основные общесудовые системы в зависимости от назначения можно объединить в группы следующим образом:
5.1. Трюмные системы:
балластная – изменение осадки, ликвидация либо создание крена или дифферента судна;
осушительная – удаление небольших масс воды, попавшей в корпус при мойке помещений или палуб судна, а также конденсата;
водоотливная – удаление из корпуса больших масс воды при аварии.
5.2. Системы водоснабжения:
питьевой воды – подача питьевой отфильтрованной воды;
мытьевой воды – подача холодной и горячей воды в ванные и душевые;
забортной воды – подача воды из-за борта для мытья палуб, охлаждения двигателей.
5.3. Санитарные системы:
фановая – удаление фекальных и сточных вод от санитарных узлов;
очистки и обеззараживания сточных вод;
шпигатная – удаление воды с палуб и платформ.
5.4. Пожарные системы
Статьи по теме:
Экономические проблемы взаимодействия транспорта и других отраслей
народного хозяйства
Определение оптимальных соотношений между объемами производства и перевозок – проблема, имеющая первостепенное значение для планирования развития транспорта и для развития других отраслей хозяйства. ...
Опиливание
Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках. С помощью напильников обрабатывают плоскости, кривол ...
Построение обратного ускорения
График обратного ускорения строится для определения времени и пути разгона. Поскольку величина, обратная ускорению при скорости, близкой к максимальной имеет большое, то построение ограничивают скоро ...