Специализация и кооперирование на транспорте

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Специализация и кооперирование на транспорте

Страница 2

Специализация предприятия означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

Процесс специализации на транспорте осуществляется по следующим направлениям:

создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на предоставления какой-либо определенной услуги.

Расчленение процесса предоставления услуги на ряд частичных процессов.

Выделение и создание самостоятельных предприятий по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

В соответствии с этими направлениями имеется три формы специализации транспортного производства:

Предметная, подетальная, технологическая (стадийная).

Конкретные формы специализации, их вес и значение зависят от особенностей и уровня развития 5каждой отрасли транспорта.

Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:

количество отраслей и отраслевая структура транспорта;

удельный вес специализированных предприятий в общем выпуске продукции;

удельный вес продукции или услуги, соответствующей профилю данной отрасли или предприятия, в общем объеме перевозок;

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте или услуге затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования.

Поскольку перевозочный процесс в очень редких случаях начинается и заканчивается в пределах какого-либо одного вида транспорта, постольку в транспортной системе одновременно со специализацией происходит кооперирование деятельности разных видов транспорта.

Более того, чем глубже развивается специализация, тем настоятельнее ощущается потребность кооперирования, т.к. специализация, повышая прежде всего производительность технических средств транспорта, сужает диапазон деятельности тех ил иных обособившихся устройств (видов транспорта), как бы ограничивает их самостоятельность. Специализируясь, любой элемент транспортной системы, повышая ее производительность, теряет свою независимость: его функции оказываются зависящими и неразрывно связанными с деятельностью всех остальных элементов системы. По мере усиления специализации нарастают трудности организации эффективного взаимодействия элементов системы, формирования ее структуры, планирования работы и управления. Вместе с тем все труднее становится своевременно выявлять и устранять диспропорции в пропускной и провозной способности звеньев транспортной сети. Это и является основной причиной существования естественных, объективных пределов специализации и необходимости сочетания принципа специализации и принципом кооперирования.

Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно осуществляющими процесс перевозки.

Система, построенная на принципах кооперирования и взаимозаменяемости, является более гибкой, динамически устойчивой и живучей. Образно выражаясь, транспортная система в своем развитии как бы идет на двух ногах – специализации и кооперирования, - поочередно шагая то одной, то другой.

За счет специализации транспортная система обретает большую производительности, а за счет кооперирования – большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях и, сл-но большую экономичность.

Чередование принципиально разных фаз в развитии транспортной системы – специализации (преимущественно количественная фаза) и кооперирования ( преимущественно качественная фаза) - при отсутствии достаточно определенной закономерности в продолжительности отдельных фаз по времени и глубине происходящих изменений крайне затрудняет формализацию процессов развития транспорта в целом и отдельных его частей. С известной определенностью можно лишь полагать, что фаза специализации характерна для любой транспортной системы, как правило на стадии увеличения ее производительности, кооперированием же достигается преимущественно повышение качества перевозок.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Система питания
Система включает в себя следующие основные элементы: топливный бак, электрический топливный насос, погруженный в бак, регулятор давления топлива, регулятор холостого хода, датчики и четыре топливные ...

Управление имуществом через муниципальные предприятия и учреждения
Проводимые в Российской Федерации реформы затронули все сферы жизни общества, прежде всего экономическую и политическую. В самом общем виде цель реформ может быть сформулирована как создание максимал ...

Силы, действующие на шатунную шейку коленчатого вала
Для проведения расчета результирующей силы, действующей на шатунную шейку двигателя, составляем табл.4.4. Суммарная сила, действующая на шатунную шейку по радиусу кривошипа: Рк=К+КRш=(К-4,239) кН, гд ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru