Структура общественного производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Структура общественного производства

Страница 2

Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов, определением путей более эффективного функционирования, а следовательно, и оптимизации структур. Организационная структура экономики характеризует соподчиненность и взаимосвязь между различными звеньями общественного производства как по вертикали, так и по горизонтали. В настоящее время эта система структур включает в сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:

Отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, траснпорт и т.д.)

Функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, аграрно-промышленный, строительный и др)

Региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории)

Территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации.

промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории.

социально-производственные комплексы (сельский район, город)

Комплексность, т.е. единение растущего многообразия, - следствие качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Анализ показывает нарастание черт комплексности у всех составляющих экономики. Так, общественные производительные силы, субъективные и объективные их стороны выступают ныне в основном как единые народнохозяйственные организмы.

Вместе с тем комплексность экономики как народнохозяйственного целого сложилась на современной ступени развития лишь в главном, и это начальная ступень нового качества. Так, велики ведомственные перегородки в экономической системе, неоправданны многие пропорции. Сегодня нельзя говорить о полном соответствии между звеньями экономики. К примеру, между возможностями науки и степенью их использования, потенциалом рабочей силы, основных фондов и эффективностью их функционирования. В целом многие формы общественно-экономических отношений до настоящего времени отстают от уровня развития производительных сил. Значительно несоответствие между спросом и предложением, наличием денег у населения и товарной массы в магазинах. Существенно отстала от потребностей развития социальная сфера. Эти и другие недостатки подчеркивают потребность существенно качественного развития единого народнохозяйственного комплекса.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Возникновение транспорта как самостоятельной отрасли народного хозяйства, его отраслевая специфика – это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.

Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

ТО Тормозной системы ГАЗ-53
При техническом обслуживании тормозной системы ежедневно проверяют: действие ножного и ручного тормозов, герметичность соединений трубопроводов и деталей гидравлического и пневматического приводов то ...

Общее устройство автомобиля
Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова (рис. 1). Двигатель / представляет собой агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую ...

Динамический расчет двигателя
Основной целью динамического расчета является определение сил и моментов, действующих в кривошипно-шатунном механизме и установление закономерностей их изменения за рабочий цикл двигателя. На поршень ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru