Полку "зеленых" грузовиков прибыло: только что появился новый прототип, плод совместного труда сразу пяти компаний — MAN, Schmitz, Messer Griesheim, Frigobloc и Thyssengas.
Развозной рефрижератор, построенный на шасси MAN F2000 с 230-сильным двигателем, работает на сжиженном природном газе — метане. В этом нет ничего необычного, если бы не одна деталь: этот газ, вдобавок, помогает охлаждать кузов.
С 1970 г. в эксплуатации находится более 1000 автомобилей с газовыми двигателями компании MAN (табл. 2). Одни из них работают на природном сжатом газе (CNT), другие — на сжиженном (LPG).
Т а б л и ц а 2 Газовые двигатели компании MAN | |||||
№ п/п |
Тип |
Модификация по виду газового топлива |
Мощность, кВт/л. с. |
Номинальная частота вращения, об/мин |
Крутящий момент/частота вращения, Н·м/об/мин |
1 |
E2866 DUH 01 |
CNG |
170/231 |
2200 |
840/1000 |
2 |
E2866 DUH 02 | ||||
3 |
E2866 DOH 01 |
177/240 |
860/1200 – 1400 | ||
4 |
E2866 DF 01 |
170/231 |
860/1000 | ||
5 |
E2866 LUH 01 |
228/310 |
2000 |
1250/1200 – 1800 | |
6 |
E2866 DUH 01 |
LPG |
151/205 |
2200 |
860/1000 |
7 |
E2866 DUH 02 |
177/240 |
880/1000 |
MAN уже четверть века строит "газовые" коммерческие автомобили, но до недавних пор речь шла в основном об автобусах: они работают, к примеру, в столицах Австрии и Австралии. При этом на сегодняшний день газ представляется наиболее подходящей заменой бензину и солярке: он легкодоступен и обеспечивает очень чистый выхлоп (уже сегодня "газовые" грузовики отвечают нормам 2000 года Euro 3). Как следствие — увеличенные дальность хода на одной заправке и грузоподъемность. У нового грузовика сжиженный и охлажденный метан заливают при небольшом давлении (6 атм) в 300-литровый топливный бак с мощной вакуумной изоляцией. Изоляция взята из аэрокосмической промышленности: это, гарантирует минимальные тепловые потери.На одной заправке такой MAN проходит примерно 350—400 километров.
Холодильник машины тоже работает на этом же топливе Обычно для охлаждения кузова грузовика-рефрижератора полной массой 19 требуется примерно 15 кВт.ч энергии в день: это означает, что ежедневный "аппетит" холодильной установки — 15 л дизтоплива. В данном случае холодильная установка устроена так, что энергию ей отдает сжиженный газ — на пути от бака к двигателю он проходит через специальный теплообменник.
Чтобы сделать грузовик "газовым" на все сто процентов, холодильную установку модернизировали так, что в качестве хладагента здесь тоже используется газ — пропан.
В настоящее время грузовик работает в Кельне. На его борту написано: "Наш экологический грузовик. Мы ездим и охлаждаем на сжиженном газе. Это мировая новинка!"
Муниципалитет Стокгольма также приобрел первый грузовик Scania, работающий на отходах природного газа — биогазе. По сравнению с натуральным газом биогаз имеет определенные преимущества — например, содержание сажи и оксидов азота (NOx) в выхлопе становится еще меньше, а двигатель работает еще тише. Поэтому в последние годы биогаз приобретает все большую популярность в шведских городах. Сейчас в Стокгольме работает 160 "биогазовых" машин; а новый грузовик будет доставлять биогаз на наполнительные станции.
Сегодня около 8% всех автобусов этой марки работают на альтернативном топливе. Самое распространенное топливо — этанол (в Швеции есть 300 таких автобусов); кроме того, 100 "газовых" автобусов Scania возят пассажиров в Австралии.
Продолжается постепенное вытеснение бензиновых двигателей новыми моторами, работающими на газовом и дизельном топливе.
В начале 2001 г. появился 1,8-литровый 4-цилиндровый двигатель типа Bi-Fuel, который может работать как на сжиженном нефтяном газе LPG, так и на бензине. Его мощность (120 л.с.) практически не уступает бензиновому варианту, однако общий пробег автомобилей типа S40/V40 на LPG – около 400 км вместо 750 км на бензине. Относительная дешевизна сжиженного газа и многочисленные (около 10 тыс.) заправочные станции на территории Западной Европы позволяют надеяться на рост спроса газовых моделей S40/V40. Чуть позднее появился и более мощный 2,4-литровый агрегат, который существует в двух вариантах для работы на LPG и сжатом природном газе (CNG). Причем оба могут работать и на бензине. Мощность этих двигателей составляет 140 л.с. на любом из трех видов топлива, а их применение – на моделях S60, V70 и S80. Общий пробег автомобиля на CNG составляет около 300 км, на LPG – 450 км, а на бензине – около 600–650 км.
Статьи по теме:
Значение авторемонтных предприятий
Ремонтное производство имеет огромное народнохозяйственное значение, с целью поддержания в исправном состоянии автомобильного транспорта и продления срока службы автомобилей, а так же является источн ...
План по себестоимости перевозок
Себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующим экономические результаты и качество работы АТП и представляет собой денежное выражение затрат, произведенных АТ ...
Определение основных размеров двигателя и
показателей его топливной экономичности
Определим среднее давление механических потерь в двигателе: где – скорость поршня при номинальной мощности. Среднее эффективное давление: Механический КПД двигателя: Исходя из заданной величины эффек ...