При работе дизельного двигателя на форсунках и в камере сгорания образуются отложения, нарушающие подачу топлива и нормальное протекание рабочего процесса. В результате снижается мощность и экономичность двигателя, увеличиваются дымность и токсичность отработавших газов. Моющие присадки, предназначенные для автомобильных бензинов, в данном случае оказываются бесполезны, так как обладают недостаточно высокой термической стабильностью и в жестких условиях дизельного двигателя разлагаются.
За рубежом часто используют специальные присадки к дизельным топливам на основе термостабильных ПАВ. Анализ литературы и патентов показывает, что в общем случае в присадку кроме ПАВ входят модификаторы нагара и небольшое количество катализаторов горения. В качестве модификаторов нагара используются кислородсодержащие соединения, например, оксиалкилированные алкилфенолы, а в качестве катализаторов горения — соединения переходных металлов (железа, меди, редкоземельных элементов). Катализатор горения берется в таких количествах, что концентрация металла в топливе составляет не более 100 млн1. Собственно, каталитическое влияние оказывают оксиды металлов, образующиеся при сгорании присадок с топливом. Металлсодержащие присадки используют не только как антинагарные, но и как антисажевые, снижающие температуру выгорания сажи и препятствующие забивке сажевых фильтров. Так например, фирмой Lubrizol разработана товарная присадка, эффективная в концентрации до 70 млн"1 в расчете на медь [1]. Авторами статьи на основе доступного отечественного сырья разработан образец антинагарной присадки антикокс, представляющий собой композицию термостабильного ПАВ, фракции кислородсодержащих соединений и катализатора горения — топливорастворимой соли меди.
Присадка антикокс характеризуется следующими физико-химическими показателями:
кинематическая вязкость при 20°С, 40 мм2/с, не более
плотность при 20°С, кг/м3 ~880
температура вспышки, °С, не ниже 35
концентрация меди, % мае. ~15
|
Рекомендуемая концентрация присадки в топливе составляет 0,01-0.02гс в зависимости от способа применения. При постоянном применении достаточно 0,01-0,02%. Возможно также использование присадки в автосервисе: для безразборной очистки двигателя, раскоксовывания поршневых колец и т.д. При этом временно можно использовать дозы, достигающие 0,1%.
|
|
На рис. 1-3 приведены результаты испытаний присадки в количестве 0,1% мае. в составе дизельного топлива Л на двигателе 2ч8,5/11. Испытания проведены в АООТ "ЭлИНП" по методике, согласно которой предварительно нарабатывался нагар в течение 50-100 ч на специальном топливе, содержащем большое количество тяжелых фракций. После наработки нагара двигатель разбирали и оценивали количество и распределение образовавшегося нагара в камере сгорания (на головке блока цилиндров), на днище поршня и распылителе форсунки. Нагар отлагался на поверхностях в виде очень плотного слоя неравномерной толщины — до одного и более миллиметров.
Толщина основной массы нагара на головке блока цилиндров и днище поршня достигала 0,5 мм. Что касается форсунки, то около двух третей массы нагара имело толщину от 0,5 до 1,3 мм. Это обстоятельство представляется весьма существенным, так как отложения на форсунке в наибольшей степени влияют на токсичность отработавших газов [2]. После наработки нагара двигатель собирали и проводили нагароочистку в течение 5 ч, работая на стандартном дизельном топливе Л с присадкой.
Статьи по теме:
Понятие и сущность спутниковых навигационных систем, и их роли в
эффективном функционировании транспортной отрасли
Спутниковая система навигации представляет собой комплексную электронно-техническую систему, состоящую из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенную для определения местополо ...
Расчет производственных зон, участков и
складов АТП
Расчет постов и поточных линий Более 50% объема работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап имеет важное значение, так как число постов в последующем во ...
Разработка мероприятий
по внедрению системы мониторинга автотранспорта на ГУП РМЭ "Пассажирские
перевозки"
Помимо тех неоспоримых удобств, которые общественный транспорт создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового его использования: увеличивается скорость сообщения при поездках; уве ...