Большая грузоподъемность, высокая скорость, низкий расход топлива, простота управления, невысокая стоимость, обусловленная применением новых экономичных технологий и недорогих материалов, а главное - возможность использовать экранолет в условиях бездорожья зимой и летом, вызывают большой интерес к этой машине спасателей МЧС, связистов, геологов, полярников, словом, всех тех, кто работает в отдаленных труднодоступных районах.
Первые ходовые испытания экранолета "Иволга" проходили летом 1998 года на Москве-реке в Нагатинской пойме (рис.5.3). Аппарат хорошо показал себя как глиссер и на режимах аэродинамической разгрузки, когда под крыло с помощью поддува подается воздушный поток. Он направляется вниз (к экрану), уплотняется и создает статическую воздушную подушку. Затем мощность двигателей увеличивается, и аппарат начинает перемещаться с использованием экранного эффекта.
Рисунок 5.3. Первые ходовые испытания
Испытания в зимних условиях по предложению заказчика - Верхне-Ленского речного пароходства, намеревавшегося приобрести 25 экранолетов, - решили провести в Сибири. Надо сказать, что самое подходящее место для испытания этих машин в экстремальных условиях - это Байкал: летом на озере бывает большая волна, много отмелей, а зимой для взлета и посадки даже при трескучих морозах есть открытая вода. В 1970-1990 годах здесь не раз испытывали экспериментальные образцы экранолетов Иркутского политехнического института и экранопла ны А. Н. Панченкова.
Свой первый трансконтинентальный перелет из Европы в Азию (от Москвы до Иркутска) экранолет "Иволга" совершил на высоте 10 000 м без каких-либо осложнений на борту грузового самолета Ил-76. Дальнейший "полет" из аэропорта в микрорайон Молодежный на берегу Иркутского водохранилища проходил на борту большегрузного автомобиля. Проблем с погрузкой при этом не возникло, поскольку разработчики сделали конструкцию разборной, а консоли крыла складывающимися. В разобранном виде аппарат можно легко доставить к месту назначения любым транспортом, несмотря на его внушительные размеры: размах крыльев - 12,8 м, длина - 15,6 м, высота - 3,9 м.
Испытания "Иволги" на Иркутском водохранилище начались 20 февраля 1999 года (рис.5.4). Экранолет легко маневрировал на земле, взлетал и садился на стеклопластиковые поплавки, не вызывая нареканий своих создателей.
Рисунок 5.4. "Иволга" на льду Иркутского водохранилища.
Когда же с наступлением навигации акватория водохранилища стала для "Иволги" настоящим испытательным полигоном, начались проблемы с двигателями: они не давали и половины своей номинальной мощности. Тогда 150-сильные отечественные моторы ЗМЗ-4064.10 заменили двумя более надежными немецкими автомобильными двигателями BMW мощностью по 285 л. с. Пришлось провести регулировку и доработку некоторых бортовых систем и закрылков, и уже через полгода экранолет совершил первый полет над водой. Как и в зимних испытаниях, его пилотировал главный конструктор В. В. Колганов. Во время летных испытаний он имитировал отказ одного двигателя, но экранолет продолжал устойчивый полет вблизи экрана на втором моторе, при этом оказалось, что несимметричность тяги практически не влияет на технику пилотирования.
Статьи по теме:
Способы уменьшения снегозаносимости
Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер, предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в экспл ...
Общая характеристика предприятия
Предприятие, занимающееся грузоперевозками, пассажиро-перевозками, а также техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, ОАО ‹‹Горшечноеавтотранс›› расположено по адресу п. Горшечное, ул. Мира 63 ...
Общая численность постов ЕО, ТО, ТР и ожидания
Для разработки планировочного решения производственного корпуса на основе принятого в результате расчета числа рабочих постов (отдельно для одиночных автомобилей и прицепного состава) производится их ...