Транспорт, его место в развитии экономики и структуре общественного производства

Транспортная информация » Экономика отрасли - транспорт » Транспорт, его место в развитии экономики и структуре общественного производства

Страница 2

Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.

Термин Лобби используется у нас широко, но без точного определения применительно к российским условиям. Журналисты или эксперты присваивают почетное звание "отраслевого лоббиста" произвольно, в зависимости от личных пристрастий, и не потому, что не знают общепринятых в мире определений лоббизма или некомпетентны в наших внутренних делах. Просто отстаивать отраслевые интересы в структурах власти можно по-разному, причем классический лоббизм (который в России тоже уже существует) - далеко не самый распространенный способ.

Год Гайдара: ВПК начинает и проигрывает

Кабинет Егора Гайдара образца осени 1991 - весны 1992 годов многие не без оснований называли "первым антилоббистским правительством". У вице-премьеров и министров экономического блока не было партийно-хозяйственного прошлого, а у большинства министров - генетических связей с руководимыми ими отраслями. Никого из членов правительства нельзя назвать прямым ставленником какой-либо отрасли. Впрочем только у двух министров программы развития отраслей не совпадали с мнением и интересами значительной части отраслевого истеблишмента: у министра сельского хозяйства Виктора Хлыстуна и министра науки, высшей школы и технической политики Бориса Салтыкова.

От такого правительства ожидали равного отношения ко всем хозяйствующим субъектам. Рассчитывали, что команда Гайдара, как обещала, создаст общие правила игры и откажется от специальной поддержки особо любимых или значимых предприятий. Однако этого не последовало. Очень скоро директора крупных заводов научились так же легко, ногой открывать кабинеты новых министров, как делали это в советские времена в Госснабе, Госплане и прочих ведомствах.

Участники этого процесса о нем, разумеется, особо не распространялись. Но вот данные, приведенные членом команды Гайдара Сергеем Павленко. Сейчас руководит Рабочим центром экономических реформ при правительстве РФ.

В 1992 году исполнительная власть издала около 300 нормативных актов о предоставлении разного рода льгот (27 проц. в первом квартале, 26 - во втором, 23 - в третьем и 24 - в четвертом). На АПК пришлось около 10 проц. преференциальных постановлений, на ТЭК - 12, на отдельные регионы - 15, на отдельные предприятия - 25. Льготы делились на три группы: выделение материальных, финансовых ресурсов (в том числе сокращение налогов, пошлин и т.д.) и передача исключительных прав (в основном квот и лицензий на экспорт). Вывод Павленко гласил: "На протяжении всего 1992 года российское правительство вело себя так, будто оно находилось в предвыборной ситуации. Причем в предвыборной ситуации специфически российского толка - когда надо заручиться поддержкой не больших групп электората, а тех, кого у нас принято называть "субъектами реальной структуры власти" (крупного директората, аграрных и нефтяных генералов, главных администраторов регионов и так называемых "республик в составе Федерации")" .

Первое правительство Черномырдина: какова отрасль, таково и представительство

Назначение председателем правительства Черномырдина (декабрь 1992 года) положило начало формированию нефтегазовой группы давления. Одновременно с премьером в правительство пришел на пост министра топлива и энергетики Юрий Шафраник [7], а руководителем аппарата стал Владимир Квасов [8].

Уровень представительства нефтегазовой отрасли в правительстве вполне соответствовал ее месту в российской экономике. Эта отрасль - одна из немногих, не требующих дотаций, а приносящих доход (в каких бы ценах и валютах ни мерить ее затраты и результаты). Нефть и газ - пожалуй, единственные массовые российские товары, устойчиво конкурентоспособные на мировом рынке, а потому и главная статья российского экспорта, основной источник конвертируемой валюты. Отрасль выполняла и выполняет свои внутренние обязательства. Несмотря на громадные долги по налогам в бюджет и собственные неплатежи, нефтегазовая отрасль - крупнейший нетто-кредитор российской экономики. К тому же и по многим ключевым техническим параметрам именно нефтяная и особенно газовая промышленность - настоящие лидеры российской экономики.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Вклад изобретателей, инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта
Пути сообщения были всегда и везде. Наземный транспорт зародился в глубокой древности. История наземного транспорта, выделившего из себя новый вид—железнодорожный, уходит вглубь веков. Эта история, к ...

Расчет на прочность пружины
1.Опредилим крутящийся момент: Мz=Pmax (D/2) ;Н * мм (4.21) Мz= 25(5/2)= 62,5 Н*мм поперечная сила Qy = P (4.22) Касательные напряжения от кручения распределены по поперечному сечению, то есть достиг ...

Технология восстановления шеек под подшипник и шестерню хромированием
Для подготовки восстанавливаемых поверхностей к нанесению покрытия необходимо удалить следы износа и придать им правильную геометрическую форму. Опорные шейки перед хромированием шлифуются на круглош ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transpobrand.ru