На некоторых типах летательных аппаратов устанавливают сигнализаторы обледенения, в основу работы которых положена электропроводность льда, оседающего на поверхности датчика. При оседании на поверхности датчика льда происходит замыкание контактных колец датчика. Так как к одному из колец подведено напряжение от бортовой сети, а к другому присоединена управляющая сетка тиратрона, то при замыкании цепи на сетку поступит напряжение, достаточное для отпирания тиратрона. Это приводит к срабатыванию системы, т. е. включению обогрева датчика и сигнальной лампы «Обледенение». В блоке слежения сигнализатора имеются устройства, предохраняющие систему от ложных срабатываний при полетах в дождь, от преждевременных отключений, случайных замыканий цепи.
Заслуживает внимания система сигнализации, построенная на следующем принципе. В качестве датчика используют цилиндрический зонд, который специальным генератором поддерживается в условиях осевых вибраций при резонансной частоте. При полете в зоне обледенения в канале датчика накапливается лед, что снижает резонансную частоту датчика. Изменение частоты ниже определенной величины воспринимается системой управления, которая выдает предупредительный сигнал «Обледенение» и включает на несколько секунд систему обогрева датчика. Время подогрева выбирают достаточным для удаления льда и подготовки датчика к последующему циклу работы.
На иностранных самолетах получил распространение сигнализатор обледенения, состоящий из стержня, выдвинутого в набегающий поток и вращаемого электродвигателем. В процессе обледенения образовавшийся лед счищается металлическим ножом. При увеличении крутящего момента до определенной величины система срабатывает, включая сигнализацию. Подключив к сигнализаторам рабочие механизмы противообледенительной системы, можно обеспечить автоматическое управление системой, разгрузив экипаж от излишних операций в полете и повысив эффективность защиты летательного аппарата от обледенения.
Статьи по теме:
От парового двигателя к паровой турбине
К концу XIX века трансатлантическую линию Европа – США обслуживали пароходы длиной от 350 до 450 фт. (~100-140 м) с паровыми машинами мощностью 3000-4000 л.с. Линейные пароходы пересекали Атлантику з ...
Охрана труда
Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве. Контроль за выполнением мероприятий, на ...
Противообледенительная система ДТРД Д-30
В случае возникновения условий обледенения двадцать три (из 26-и) лопаток ВНА первого каскада компрессора и кок двигателя обогреваются воздухом, отбираемым из-за XI или VI ступени второго каскада ком ...