Если на палубу судна положить малый груз (/эгр<0,Ш), то судно сядет глубже и будет плавать по новую ватерлинию W\L\ (рис. 22). Изменение его осадки \Т можно определить, принимая во внимание, что приращение подводного объема SAT, умноженное на удельный вес морской воды у, должно составлять вес принятого груза: Ргр = ySΔT
Отсюда:
ΔT = Ргр: yS (31)
Величина AT измеряется над центром тяжести площади ватерлинии. При увеличении осадки положение метацентра и центра величины изменится (точки т\ и С\). Центр тяжести судна G переместится в сторону принятого груза и займет положение G\. Это приведет к изменению поперечной метацентрической высоты. Приращение метацентрической высоты равно разности ее значений до и после приема груза:
Формула для вычисления Δh
:
Δh
=
h
1
–
h
Δh
= Ргр : (
D
+ Ргр) :
T
+
ΔT
:2 –
h
–
zp
.
Где zp
-
возвышение центра тяжести принятого груза. В случае снятия груза величины Ргр
и ΔT
будут отрицательными.
Δ
(
Dh
) = Ргр : (
T
+
ΔT
:2 -
zp
)
В этой формуле
(Dh)— приращение коэффициента остойчивости. Поэтому вместо вычисления изменения метацентрической высоты можно сразу определить изменение коэффициента остойчивости
Здесь величина ΔT
:2
намного меньше, чем Т, так как груз по условию считается малым.
Если умножить водоизмещение судна после приема груза D
+ Ргр
на новую метацентрическую высоту h
+
Δh
, то получится новое значение коэффициента остойчивости:
(
D
+ Ргр) (h+
Δh
) =
Dh
+
Δ
(
Dh
)
Пренебрегая этим слагаемым, можно считать, что приращение коэффициента остойчивости будет равно нулю, т. е. начальная остойчивость не изменится, если малый груз принимается на уровне действующей ватерлинии (zp =T).
Если груз принять ниже действующей ватерлинии, начальная остойчивость увеличится. Прием груза выше ватерлинии уменьшает начальную остойчивость.
Если центр тяжести груза расположить точно над центром тяжести ватерлинии, то от приема такого груза не возникает ни крена, ни дифферента. В том случае, когда прием груза ведется ближе к оконечностям или несимметрично по бортам, возникают кренящий и дифферентующий моменты:
Мкр = Ргрyр;
Мдиф = Ргр(xр – хf)
где xр
и yр –
координаты центра тяжести принятого груза;
хf
– расстояние между центром тяжести площади действующей ватерлинии и миделем.
Статьи по теме:
Организация работы погрузо-разгрузочных пунктов
Организация движения автомобилей на маршруте в значительной степени зависит от организации работы погрузочно-разгрузочных пунктов, чья пропускная способность должна быть достаточной для бесперебойног ...
Выбор режимов работы производственных подразделений
Под режимом работы производства понимается продолжительность и время работы различных подразделений АТП. Он определяется режимом работы подвижного состава на линии, величиной производственной програм ...
Общие вопросы организации
строительно-монтажных работ
Работы по электрификации ж.д. выполняются по системе генерального подряда. Генеральный подрядчик (обычно отраслевой трест) принимает на себя ответственность за сооружение всех объектов, а часть работ ...